Порядок возврата госпошлины при отказе от иска в 2020 году

Время на чтение: 5 мин

0

247

Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность возврата госпошлины при отказе от подачи иска в суд. Для этого законодательно закреплена возможность подачи гражданином заявления на возврат госпошлины с приложением к нему квитанции и документа, который подтверждает отказ от иска.

• Причины отказа от иска
  • Возможен ли возврат госпошлины при отказе от иска
  • Как осуществляется возврат госпошлины при отказе от иска
  • Как оформить заявление на возврат госпошлины
  • Необходимые документы

Исковое заявление о защите прав потребителя

Обращение в суд – крайняя форма решения возникшей проблемы между торговой организацией и покупателем. Основные положения подачи судебного иска прописаны в статье №131 Гражданско-процессуального законодательства (ГПКРФ).

Порядок действий

Первый этап, который должен предшествовать любой судебной тяжбе – попытка досудебного урегулирования проблемы. Поэтому потребитель при выявлении каких-либо нарушений со стороны продавца, обязан направить ему письменное заявление-претензию. Составляется она в двух экземплярах: один подаётся продавцу, а вторая остаётся у потребителя.

При отправке документа по почте или курьером следует сохранить уведомление о его вручении адресату.

Всё это на суде будет служить доказательством попыток со стороны покупателя урегулировать вопрос мирными методами. Представители торговой компании обязаны в 10-дневный срок после получения претензионного заявления ответить на него. Если же требования проигнорированы или продавец отказался в их удовлетворении, у гражданина остаётся полное право обратиться за содействием в судебные органы, подав иск о защите прав потребителя.

Образец

С образцом иска можно ознакомиться непосредственно в секретариате суда или на официальном сайте судебной инстанции. Допускается и распечатать его , после чего заполнить от руки.

Мнение эксперта

Светлана Самойленко

Юрист-консультант

Задать мне вопрос

Исковое заявление должно быть обязательно заверено личной подписью его составителя – без этого документ не будет принят к рассмотрению органами юстиции.

Обстоятельства, при которых можно вернуть госпошлину из арбитражного суда

Они прописаны в статье 333.40 НК РФ. В частности, вернуть сделанный платёж можно тогда, когда судья отправил документы назад их автору.

Кроме того, получить обратно пошлину разрешено в таких ситуациях:

1. При отказе принять материалы к дальнейшему производству.
  2. В ситуации с оставлением судьёй искового заявления без рассмотрения.
  3. При корректировке в сторону уменьшения величины взыскиваемых сумм.
  4. Если арбитражный суд досрочно закрыл разбирательство относительно спора.
  5. Когда платёж был совершён в большем значении, чем это предусмотрено.

Отдельное внимание стоит обратить на мировое соглашение. Ведь его участники спора вправе заключить на любой стадии судебного процесса. И если суд утвердит договорённости до вынесения решения, то пошлину можно вернуть не всю, а только 50 % от оплаченной суммы.

Существует другой вариант. Прежний банковский документ можно использовать в случае, если в будущем возникнет необходимость обратиться с новым исковым заявлением.

Например, если первый иск был возвращён или оставлен без рассмотрения, то в течение 3 лет с момента издания определения, внесённые ранее деньги допускается зачесть по новому заявлению к тому же оппоненту (с возможной доплатой).

Пакет документов

К заявлению следует приложить определённый пакет документации:

1. Экземпляр заявления-претензии к продавцу в подтверждение попытки досудебного урегулирования вопроса или квитанции о вручении документа представителю торговой организации.
  2. Подтверждение совершения покупки в данной торговой точке – чеки, квитанции, счета-выписки и т.д.
  3. Если продавец рассмотрел заявление покупателя и официально отказал в возврате товара или его обмене, следует также представить данную бумагу судье.
  4. Экспертные заключения о характере выявленного дефекта.
  5. Расчёты компенсационных выплат за моральный или материальный ущерб, нанесённый использованием некачественного изделия.
  6. Прочая доказательная база, способная подтвердить правомочность требований истца.
  7. Чек об уплате государственной пошлины за обращение в суд.

Основные сведения

Практика показывает, что компания может отозвать иск по следующим причинам:

• ответчик выполнил требования компании – например, погасил задолженность, вследствие чего в дальнейшем разбирательстве нет необходимости;
  • была выяснена необоснованность подачи иска, отсутствие оснований, о чем стало понятно после начала разбирательства в суде – тогда есть возможность сократить судебные издержки.

Отозвать иск допускается на этапе рассмотрения дела в учреждении первой инстанции либо в апелляционном суде. Если суд вынес итоговое постановление, то направить отказное заявление уже не получится.

На этапе кассации допускается отозвать иск, если организация и ответчик подпишут мировое соглашение. В нем потребуется указать тот факт, что инициатор судебного разбирательства отказывается от своих претензий. По собственному усмотрению направить отказное заявление на данном этапе нельзя.

Наши эксперты знают ответ на Ваш вопрос

Хотите решить свою проблему? Бесплатно проконсультируйтесь у нашего юриста по форме или по номерам телефонов:

• Москва доб. 143
  • СПб доб. 702
  • РФ доб. 684

Сроки обращения

ФЗ №2300-1 определяет сроки обращения к покупателю с требованием замены или возврата товара:

• Для возврата качественного товара, купленного в обычном магазине – 2 недели.
  • Вернуть покупку, не имеющую заводского брака в интернет-магазин можно в течение 1 недели.
  • Возврат бракованной вещи возможен до истечения срока гарантии, установленной на неё.

После подачи претензионного заявления у продавца имеется срок в 10 суток для ответа клиенту. Если этого не произошло, потребитель вправе обратиться за помощью в контролирующие инстанции.

Срок исковой давности по защите прав потребителей

Законодательство также устанавливает временной лимит, в течение которого покупатель может подать исковое заявление о защите прав потребителей. Срок давности в данном случае равен 3 годам с момента произошедшего нарушения, или когда гражданин узнал об этом.

В отдельных случаях этот срок можно продлить или восстановить: например, когда покупателю помешал вовремя обратиться в суд некий форс-мажор. Это может быть тяжелая болезнь самого заявителя или его ближайших родственников, стихийное бедствие, техногенные катаклизмы и тому подобное.

Законодательная база

При составлении иска с требованиями, покупатель должен опираться на некие положения законодательства. Защиту потребительских прав граждан гарантируют следующие правовые акты:

1. ФЗ №2300-1 – основной юридический документ, прописывающий правила взаимоотношений между потребителем и продавцом.
  2. ФЗ №51 ГКРФ.
  3. ФЗ №138 ГПКРФ.
  4. ФЗ №146 Налогового законодательства.

Кроме этих основных федеральных законов, права потребителя защищают и некоторые подзаконные акты и правительственные постановления.

Основания для непринятия судом отказа

В следующих ситуациях суд не примет отказное заявление:

• организация злоупотребляет процессуальным правом (к примеру, ее цель – скрыть те или иные факты);
  • организация направила отказное заявление на этапе кассации, надзора;
  • представитель организации не обладает полномочиями на составление отказа;
  • заявление нарушает права других лиц, не соответствует российскому законодательству.

В указанных ситуациях суд продолжит рассматривать дело, после чего вынесет свое постановление.

Возврат госпошлины при отказе от иска

Если после подачи заявления истец решает отказаться от судебного разбирательства, он вправе забрать его. При этом законодательством предусматривается возврат госпошлины при отказе от иска.

Для этого потребуется подать соответствующее обращение в налоговый орган по месту своего проживания.

Законодательная база

Процедура возврата государственной пошлины, уплаченной при подаче судебного иска, регламентирована в статье №333-40 Налогового законодательства.

Порядок действий

Для возврата суммы, взысканной с заявителя в виде госпошлины, потребуется предпринять ряд действий:

• Собрать все необходимые документы.
  • Обратиться в судебные инстанции с заявлением для отказа от иска.
  • Подать заявление в налоговые органы с просьбой возврата суммы госпошлины.
  • После этого следует дождаться возврата средств на карту.

Исключения из правил возврата оплаты пошлины

Существует ряд исключений из правил процесса возврата оплаты государственной пошлины. Прежде всего, возврат не может быть осуществлен в том случае, если ответчик добровольно удовлетворил требования истца после того, как тот обратился в Арбитражный суд. Подобное обращение может быть совершенно для вынесения определения о принятии иска к делопроизводству. Помимо этого, обращение в Арбитражный суд необходимо для утверждения мирового соглашения судебной инстанцией общей юрисдикции.

Возврат госпошлины не может быть осуществлен и в том случае, если она уплачена за официальное заключение или расторжение брака, изменение имени, а также внесение каких-либо изменений в акты гражданского состояния. При этом даже, если вышеописанные события не состоялись или не были внесены в записи актов гражданского состояния, госпошлина не подлежит возврату.

Исключением также может быть ситуация, в которой госпошлина была уплачена за государственную регистрацию или ограничений прав на недвижимость. Однако данные процессы по какой-либо причине не состоялись.

В целом возврат госпошлины является сложным процессом, который имеет множество нюансов. Поэтому, если плательщик все-таки столкнулся с подобной проблемой, ему необходимо подойти к ее решению с максимальной ответственностью.

Образец заявления

Заявление с просьбой вернуть назад деньги, уплаченные в виде госпошлины, может быть написано в вольной форме. Каких-либо жёстких нормативов на этот счёт не существует. Но при этом документ должен иметь, общепринятую структуру, и отображать определённую актуальную информацию. Образец подобного заявления в ФНС представлен ниже:

Пакет документов

К заявлению в налоговую службу о возврате госпошлины требуется приложить такие документы:

1. Квитанцию, свидетельствующую о факте оплаты.
  2. Ксерокопию судебного постановления о прекращении разбирательства по иску.
  3. Справку из судебной канцелярии с предписанием о возврате госпошлины.

Сроки возврата

Срок возврата устанавливается положениями ст. №333-40 Налогового законодательства. Согласно ему, гражданин вправе потребовать возврата госпошлины при отказе от иска до истечения 3-х лет со дня прекращения судебного разбирательства.

Сумма перечисляется на банковский счёт из бюджета в течение месяца с момента подачи обращения в отделение ФНС.

Ситуации прекращения делопроизводства

Что касается отказа от искового заявления, то сделать это можно в течение рассмотрения дела до того момента, пока суд не принял решение по заявлению. Это относится как к физическим лицам, так и к юридическим.

Под понятием государственная пошлина понимается сбор, который выплачивается гражданином России судебной в казну страны за то, что он полагает от судебной инстанции услугу в виде:

• рассмотрения возникшей у него проблемы в судебном порядке;
  • вынесения определенного решения.

В суде нужно получить справку, свидетельствующую о прекращении дела и дающую возможность получить сумму пошлины обратно. Обязательно составляется заявление, которое имеет установленную законом форму (Ст.131 ГПК РФ). В шапке заявления указывается, кому именно отправляется данный документ. От кого именно (нужно непременно указать паспортные данные плательщика).

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: